Игра – пространство выбора, заданное условностями и ограничениями, которые выбраны игроками.

Игропрактика – деятельность по использованию Игры для решения актуальных практических задач.

Краткий словарь игропрактика.

В игропрактике можно выделить три главных направления (они же специальности игропрактиков): 

  1. Игротехника.
  2. Игрофикация.
  3. Игроформация. 

Направления отличаются друг от друга способом создания Игры. 

Важный момент: при использовании разных направлений игропрактики, возникающая Игра принципиально не отличается, отличаются лишь способ её создания. Поэтому на профессиональном языке корректнее говорить не об игре «футбол», а об игре «в футбол»; не об игре «шахматы», а о наборе для игры в шахматы; не о программе обучающей игры, а о программе для создания такой игры. (По крайней мере, используя редуцированные формулировки, стоит удерживать их полные значения.)

Три направления игропрактики

Игротехника

Игротехника – направление игропрактики, при использовании которого Игра создается в рамках специальных выделенных во времени и пространстве мероприятий – игротехнических сессий.

Для игротехники характерно стремление к остановке и полной замене всех элементов  «серьезных» процессов на игровые – вводится сюжет, участникам приписываются определенные роли, ставится игровая цель, вводятся особые правила и т.д.

При этом базовые процессы останавливаются, участники погружаются в Игру, а затем выходят из нее и вновь возвращаются к базовым процессам. Под базовым («серьезным») процессом понимается тот аспект деятельности, внутри которого возникла актуальность, ставшая причиной проведения игры. 

В случае если игротехническая сессия прошла удачно, её участники начинают осуществлять «серьезную» деятельность более эффективно.

Пример: проведение игры «Монополия» для развития навыков переговоров и долгосрочного планирования.

Игрофикация

Игрофикация (геймификация) – направление игропрактики, при использовании которого Игра возникает за счет создания вокруг «серьезной» деятельности игрофикационной (геймификационной) оболочки. 

При этом базовые процессы не останавливаются, а видоизменяются с помощью игровых элементов (с этой точки зрения, игрофикация является промежуточным вариантом между игротехникой и игроформацией).

Для игрофикации характерно дополнение и/или частичное дублирование элементов неигрового пространства игровыми элементами. В частности, возникает двойственность цели – параллельно с целью из неигрового контекста (например, качественное обслуживание клиентов) возникает игровая цель (например, получение определенного количества игровых баллов). С конфликтом этих целей связано большинство проблем игрофикации, как игропрактического подхода. 

Тем не менее, практика показывает, что удачно подобранная игрофикационная оболочка повышает эффективность основной деятельности участников, как правило, за счет повышения их мотивации.

Пример: «скучный» процесс контроля входа посетителей дополняется игрофикационной оболочкой «охрана замка», которая позволяет охраннику ощутить себя великим рыцарем, зарабатывать себе бонусы, вкладывать их в характеристики своего героя и так далее (при этом базовый процесс не останавливается).

Игроформация

Игроформация – направление игропрактики, в рамках которого Игра создается за счет изменения отношения участников к привычным условностям и ограничениям без их изменения на старте Игры.

Для игроформации характерна не замена или дополнение «серьезных» элементов игровыми, а трансформация отношения к этим элементам. За счет специальных действий игропрактиков, разворачивается игроформированное пространство, в котором «серьезные» процессы начинаются восприниматься их участниками как игровые. 

При этом происходит изменение отношения участников к «серьезным» процессам – то, что раньше было неоспоримой данностью («Дано от начала времен!»), становится пространством условностей и ограничений, принятых и удерживаемых добровольно, осознанно и ответственно, то есть становится Игрой.

Пример: перезаключение всеми сотрудниками компании ключевых соглашений – относительно времени прихода на работу, расстановки офисной мебели, правил коммуникации и т.д.

Специальности и специализации игропрактиков

Доминирование в деятельности игропрактика одного из направлений  (игротехника, игрофикация, игроформация) определяет его специальность: игротехник, игрофикатор, игроформатор. 

Внутри направлений можно выделить их составляющие — относительно независимые функции (продюсирование, заказ, разработка, проведение игр и т.д.).

Доминирование в деятельности игропрактика одной из составляющих игропрактики определяет его специализацию: продюсер, заказчик, конструктор, ведущий и т.д.

Специальности и специализации игропрактики можно соотнести между собой следующим образом:

УРОВНИ МАСТЕРСТВА ИГРОПРАКТИКА

Уровень мастерства в каждой специальности и специализации может быть определен по какой-либо шкале (например: новичок, любитель, профи, мастер, гуру). 

Оценив уровень игропрактика во всех специальностях и специализациях, получим его профессиональный профиль.

СВЯЗЬ НАПРАВЛЕНИЙ ИГРОПРАКТИКИ МЕЖДУ СОБОЙ

Любая игра в исполнении игропрактика широкого профиля может быть проведена на трех уровнях: игротехническом, игрофикационном, игроформационном. 

Эти три направления игропрактики образуют восходящую иерархию (от игротехники к игрофикации, от игрофикации к игроформации), позволяя игроку и/или игропрактику эволюционировать, переходя к все более сложным формам.

Причем, это движение можно описать в виде спирали: от простых игротехническим сессиям – к простым игрофикационным оболочкам, от простых игрофикационных оболочек – к простым игроформированным пространствам. А затем переход на следующий виток: от простых игроформированных пространств — к игротехническим сессиям средней сложности, от игр средней сложности — к игрофикационным оболочкам средней сложности и т.д.