Инструмент навигации для Заказчика.

«Все модели неправильны, но некоторые из них полезны!»

Математическая мудрость

Что это за документ?

Это карта, которая позволяет разметить основные шаги по игроформации вашего бизнеса (хотя данную технологию можно применять в любых областях вашей жизни – отношениях, работе, хобби и т.д.). Карта снабжена расшифровкой основных понятий и различными примерами.

Цель данного документа – помочь Заказчику принять принципиальное решение об игроформации бизнеса и построить начальный маршрут игроформирования: выбрать стартовые объекты игроформации и выбрать рычаги игроформации, которые будут применены к этим объектам.

Предполагается, что Заказчик уже имеет представление об игровом подходе в целом и об игроформации, в частности. Если это не так, то рекомендуем ознакомиться с Структурой игропрактики  и с Введением в игроформацию бизнеса.

Внимание!

Важно понимать, что игроформация бизнеса это, в первую очередь, переход на другой язык описания. Этот язык сам по себе не меняет положение вещей, но позволяет изменить отношение людей к самим себе и к текущей ситуации, помогает им иначе воспринимать окружающую действительность, побуждает их мыслить иначе (недаром говорят, что язык формирует мышление!).

Ключевой риск при этом – «заиграться», забыть, что это лишь один из возможных языков описания, перестать различать «карту» и «территорию», превратиться в фанатика игрового подхода.

Про объекты игроформации

Объектом игроформации может являться любая подсистема вашего бизнеса — как на структурном, так и на функциональном уровне. 

Игроформационный подход обладает очень высокой степенью масштабируемости. Поэтому выбор объекта игроформации осуществляется, в первую очередь, заказчиком. 

Мы рекомендуем учитывать следующие критерии при выборе объекта игроформации:

  • Наибольшая актуальность изменения объекта – то, что сейчас ограничивает движение к поставленным целям, основная проблемная область, «ключевое бревно»…  
  • Наибольший «запас прочности» объекта – то, что не развалится при начале изменений, то что не является в текущий момент критически важным для существования всего бизнеса.
  • Наиболее «прогрессивные» кадры – та область вашего бизнеса, где люди в наибольшей степени готовы готовы к изменениям.

Про рычаги игроформации

Мы предлагаем выделять пять основных рычагов игроформации:

  • Правила;
  • Персонажи;
  • Игроки;
  • Создатели игры;
  • Информационная подложка.

Данные рычаги и их взаимосвязи в графическом виде могут быть представлены так:

Схема игроформации

Рис. 1. Схема игроформации.

Ниже идет краткое описание этих рычагов с примерами их использования при игроформации бизнеса.

Правила

Под правилами понимаются все условности и ограничения, которые создают вашу фирму. Часть правил, обычно, выражена в формальных документах, часть передается неформально (традиции фирмы), часть вообще не лежит в сознании сотрудников, а иногда и создателей компании.

Из всех областей современной жизни работа с правилами в наибольшей степени освоена в бизнесе. В большинстве компаний они так и называются – корпоративные правила, правила проведения совещаний, правила оформления документов и т.д. Поэтому работа с правилами – это самый простой рычаг игроформации.

Игровой подход предлагает различные инструменты для работы с правилами – создание иерархии правил и принципов, их балансировка, устранение избыточности и недостаточности, введение правил по изменению существующих и созданию новых правил и т.д. 

Большинство из этих инструментов в том или ином виде представлены в существующих моделях управления и не станут чем-то принципиально новым для успешных компаний с долгой историей. 

Персонажи

Персонажи – это те, кто действует в рамках правил вашего бизнеса: сотрудники, клиенты, поставщики и т.д. Персонаж задается отдельным блоком правил, которые обычно выражены в должностной инструкции или договоре. Обратите внимание, что должностная инструкция кассира это правила поведения персонажа под названием «кассир», а не человека (игрока), который занимает эту должность (играет этим персонажем) в данный момент. Если персонаж определен грамотно, а игроки ответственно выполняет все правила, касающиеся их персонажа, то внешний наблюдатель не замечает замены одного игрока на другого.

На этом, например, построена работа современных колл-центров, где клиенту не важно, кто конкретно возьмет трубку, так как он звонит персонажу «специалист колл-центра», а не конкретному игроку «Ивану Ивановичу».

В рамках игроформации разведение понятий «игрок» и «персонаж» и корректная работа с персонажами является одним из основных инструментов, так как именно это разделение позволяет снимать большую часть проблем, связанных с отношением людей к своей работе.

Ключевой фишкой является возможность вместе с человеком обсуждать его персонажа как отдельную сущность. Вместо «Иван Иванович, вы не сдали отчет, что же теперь с вами делать?» возникает конструкция «Иван Иванович! Начальник отдела, обязанности которого вы сейчас исполняете, не сдал отчет, что же теперь с ним делать?».

Еще одним интересным инструментом является создание персонажей для людей, которые напрямую не входят в вашу фирму. Например, «клиент банка» или «директор конкурирующего банка». 

Игроки

Игроки – это те, кто выбрал правила игры и теперь управляет своими персонажами в рамках этих правил. В большинстве случаев разделение на игрока и персонажа происходит при трудоустройстве человека. В момент подписания трудового договора, человек как игрок соглашается с правилами игры и начинает выполнять обязанности определенного в договоре персонажа. 

Игроформационный подход обеспечивает удержание в сознании людей идеи «я не персонаж, я – игрок, который сам выбрал такие правила и такого персонажа». Это позволяет выстраивать в рамках бизнеса работу не только с формализованными персонажами, но и с людьми, которые занимают эти должности.

В этом же разделе находятся инструменты организации формального и неформального общения, актуализации смыслов людей, которые работают в вашей фирме и т.д. То есть все, что не попадает под регулирование правилами, но при этом является важным для эффективного бизнеса.

Например, история с «обязательным участием всех сотрудников в корпоративном пикнике для неформального общения» и негативное отношение людей к таким заходам показана во многих художественных произведениях. Игроформационный язык позволяет описать возникающее здесь противоречие. Сотрудники – это персонажи, которых действительно можно обязать участвовать в пикнике, если это заложено в правилах. Но неформальное общение – это общение игроков, то есть тех людей, которые выбрали правила этой фирмы. Обязать же игроков нельзя, также как между персонажами не может возникнуть «неформальное общение» . Поэтому либо «обязательное участие всех сотрудников на корпоративном пикнике для формального общения», либо «приглашение людей, работающих в нашей фирме, на пикник для неформального общения».

Игросоздатели

Игросоздатели – это люди, которые могут изменять правила игры. Для каждого объекта игроформации – это разные люди, причём иногда их право изменять правила формализовано (учредители фирмы), иногда нет (общественные лидеры). Игросоздатели могут в рамках этой игры управлять самими различными персонажами, то есть занимать любые должностные позиции, но их отличие от «обычных» игроков в том, что игросоздатель может единолично менять существующие правила. 

Работа с игросоздателями самый мощный, но при этом самый затратный рычаг игроформации, т.к. требует от людей глубинных личностных изменений и, как следствие, персональной работы с ними.  

Ключевые технологические приемы этого раздела игроформации связаны с распределением права на принятие основополагающих решений и регламентами изменения существующих правил. В истории игр были разработаны и опробованы самые разные модели от «любой игрок могут менять существующие правила», до «слово мастера игры – необсуждаемый закон».

Кроме того, при работе с игросоздателями можно использовать все инструменты и принципы работы с игроком и с персонажем, т.к. игросоздателя можно представить как пару «игрок-персонаж» в игре большего масштаба.

Информационная подложка

К этому разделу относятся развитие и подбор эффективных инструментов, обеспечивающих связь между предыдущими элементами. Как игрок узнает о правилах игры? Как персонаж понимает свое текущее положение? Как игросоздатель вносит изменения в правила? И так далее.

Этот рычаг игроформации позволяет закреплять изменения, хотя периодически возникают ситуации, когда изменения информационной подложки оказывается достаточно для запуска игроформационных процессов (например, вывод информации о достижении целевых показателей персонажа/подразделения/компании в режиме реального времени, а не в форме ежегодного отчёта).

Принципиальная методика игроформирования

  1. Выбирается первый объект игроформации.
  2. Выбираются рычаги игроформации, которые применяются к этому объекту. 
  3. Делается пробное игроформационное действие. 
    • В зависимости от хода и результатов этого действия оно: 
    • признаётся неуспешным, в него вносят коррективы и оно повторяется; 
    • признаётся неуспешным и оно не повторяется или повторяется на другом объекте; 
    • признается успешным, его результаты фиксируются, а опыт транслируется. 
  4. Затем выбирается следующий объект игроформации и т.д.

Если вы намерены ускорить процесс игроформации в вашей компании, то можно использовать комплексную программу, представляющую собой систему связанных между собой действий по применению различных рычагов игроформации к различным объектам. 

Для построения комплексной программы можно воспользоваться ресурсно-технологической картой игроформации (см. ниже).

Ресурсно-технологическая карта игроформации

РычагиОбъектыПравилаПерсонажиИгрокиИгросоздателиИнформационная подложка
Организация в целом




Регион




Подразделение




Сотрудник




Функция




Функция в одном подразделении




Функция одного сотрудника




Отдельное мероприятие









Следующие шаги со стороны Заказчика

  1. Достижение представителями Заказчика понимания специфики игроформационного подхода (на уровне, необходимом и достаточном для принятия принципиального решения об игроформации).
  2. Принятие Заказчиком принципиального решение об игроформации.
  3. Выбор Заказчиком организационной формы управления процессом игроформации (топ-менеджмент, референдум, внешняя рабочая группа, внутренняя рабочая группа, смешанная рабочая группа, …).
  4. Определение маршрута:
    • выбор стартовых объектов игроформации;
    • выбор рычагов игроформации;
    • временная разметка;
    • определение целевых показателей.
  5. Конкретизация и детализация маршрута: составление плана действий, определение процедуры его корректировки в процессе реализации.
  6. Выбор стартового мероприятия.
  7. Старт.