«Работа — это то, что человек обязан делать,
а Игра — то, чего он делать не обязан»

Марк Твен 

Базовые основания и понятия

Основания онтологии Игры: Онтология Выбора. 

Базовая аксиома онтологии выбора: «Выбор определяет Мир». 

Базовые характеристики выбора: Свобода, Осознанность, Ответственность.

Мы выбрали считать, что Игра, как способ жизни, наиболее удачно схватывает и передает Онтологию Выбора «в действии» — жизнь, построенная на онтологии выбора, в наибольшей степени похожа на игру. А кроме того, правильно подобранную игру можно использовать в сложной ситуации, как инструмент повышения эффективности выбора. 

Таким образом, исходя из онтологии Выбора, мы выбираем считать, что:

Игра – это пространство выбора, заданное условностями и ограничениями (правилами), которые выбраны игроками. 

Примеры условностей и ограничений:

Условности:

  • Считать комнату по адресу такому-то местом работы.
  • Считать этот предмет слоном.

Ограничения: 

  • Запрещено приходить на свое место работы позже 9.00 и уходить раньше 17.00.
  • Запрещено ходить слоном иначе, чем по диагонали.

Ключевые параметры игры:

  • Свобода – это осознанное и ответственное удержание существования выбора. Критерий: видение вариантов выбора. 
  • Осознанность – это свободное и ответственное удержание результатов предыдущих выборов. Критерий: видение элементов и связей между ними. 
  • Ответственность – это свободная и осознанная реализация выбора. Критерий: соответствие действий принятому решению. 

Ключевые параметры НЕигры:

  • Нужда – это Не удержание существования выбора.
    Критерий: видение только одного варианта. 
  • Неосознанность – это НЕ удержание результатов предыдущих выборов. Критерий: отсутствие видения элементов и связей между ними. 
  • Безответственность – это НЕ удержание сделанного выбора.
    Критерий: противоречие действий принятому решению. 

Сочетание этих трех пар параметров образуют восемь вариантов описания отношения человека к жизни, включая и Игру.

8 типов отношения человека к жизни

1. «ДЖУНГЛИ» (неосознанная безответственная нужда)

  • Отсутствие свободы смены принятых условностей и ограничений: «Я не вижу других вариантов условностей и ограничений, которые я мог бы принять. Может быть только так!».
  • Отсутствие осознания принятых условностей и ограничений: «Я не понимаю, чего эти условности и ограничения  меня лишают. Не вижу границ, которые они проводят. Не понимаю их смысла и последствий их принятия».
  • Отсутствие ответственности за удержание принятых условностей и ограничений: «Я не подписывался удерживать эти условности и ограничения. Если Я могу сделать так, чтобы никто не узнал, что я нарушил запрет, я не чувствую себя виноватым. За этим должны следить те, кто заставил меня жить так».

Метафора: «Джунгли». Люди, как животные: не осознают условностей и ограничений, не могут их изменить, не принимают на себя ответственность за их удержание.

2. «ДЕТСТВО» (неосознанная безответственная свобода)

  • Свобода смены принятых условностей и ограничений: «Я вижу огромное количество вариантов выбора. Можно приходить позже, можно раньше, можно приходить в другое место».
  • Отсутствие осознания принятых условностей и ограничений: «Я не понимаю, чего эти условности и ограничения  меня лишают. Не вижу границ, которые они проводят. Не понимаю их смысла и последствий их принятия».
  • Отсутствие ответственности за удержание принятых условностей и ограничений: «Я не подписывался удерживать эти условности и ограничения. Если я могу сделать так, чтобы никто не узнал, что я нарушил запрет, я не чувствую себя виноватым. За этим все должны следить те, кто заставил меня жить так».

Метафора: «Детство» («Детские шалости»). Дети придумывают разные шалости, видя огромное количество вариантов, выбора но не понимают последствий своих действий и не думают об ответственности за них.

3. «ТЮРЬМА» (безответственная осознанная нужда)

  • Отсутствие свободы смены принятых условностей и ограничений: «Я не вижу других вариантов условностей и ограничений, которые я мог бы принять. Может быть только так!»
  • Осознание принятых условностей и ограничений: «Я осознаю условности и ограничения, то есть вижу свой мир в полноте и понимаю, чего я лишен из-за этих условностей и ограничений».
  • Отсутствие ответственности за удержание принятых условностей и ограничений: «Я не подписывался удерживать эти условности и ограничения. Если я могу сделать так, чтобы никто не узнал, что я нарушил запрет, я не чувствую себя виноватым. За этим все должны следить те, кто заставил меня жить так».

Метафора: «Тюрьма» (в пределе – «Ад»). Люди осознают, что наказаны, но не могут это изменить и не принимают на себя обязательства удерживать условности и ограничения.

4. «ОБЫДЕННОСТЬ» (ответственная неосознанная нужда)

  • Отсутствие свободы смены принятых условностей и ограничений: «Я не вижу других вариантов условностей и ограничений, которые я мог бы принять. Может быть только так. Так положено!».
  • Ответственность за удержание принятых  условностей и ограничений: «Я сам удерживаю принятые условности и ограничения. Я сам прихожу на работу вовремя и лишаю себя премии, если регулярно опаздываю».
  • Отсутствие осознания принятых условностей и ограничений: «Я не понимаю, чего эти условности и ограничения  меня лишают. Не вижу границ, которые они проводят. Не понимаю их смысла и последствий их принятия».

Метафора: «Обыденность». Взрослые ответственные люди принимают ограничения своего локального мира, не пытаясь узнать, как оно может быть иначе и как это все связано. 

5. «МАТРИЦА» (неосознанная ответственная свобода)

  • Свобода смены принятых условностей и ограничений: «Я вижу огромное количество вариантов выбора. Можно приходить позже, можно раньше, можно приходить в другое место».
  • Ответственность за удержание принятых  условностей и ограничений: «Я сам удерживаю принятые условности и ограничения. Я сам прихожу на работу вовремя и лишаю себя премии, если регулярно опаздываю».
  • Отсутствие осознания принятых условностей и ограничений: «Я не понимаю, чего эти условности и ограничения  меня лишают, не вижу границ, которые они проводят. Не понимаю их смысла и последствий их принятия».

Метафора: «Матрица». Человек добровольно выбирает из огромного количества вариантов, но при этом не осознает, чего он себя лишает этим выбором и не осознает последствий принятия этих правил и ограничений.

6. ТУСОВКА (осознанная безответственная свобода)

  • Свобода смены принятых условностей и ограничений: «Я вижу огромное количество вариантов выбора. Можно приходить позже, можно раньше, можно приходить в другое место».
  • Осознание принятых условностей и ограничений: «Я осознаю условности и ограничения, то есть вижу свой мир в полноте и понимаю, чего я лишен из-за этих условностей и ограничений».
  • Отсутствие ответственности за удержание принятых условностей и ограничений: «Я не подписывался удерживать эти условности и ограничения. Если я могу сделать так, чтобы никто не узнал, что я нарушил запрет, я не чувствую себя виноватым. За этим все должны следить те, кто заставил меня жить так».

Метафора: «Тусовка». Подростки придумывают разные условности и ограничения, удерживая множество вариантов выбора. При этом они осознают, к чему приводит выбор таких условностей и ограничений, но не отвечают за их удержание и легко от них отказываются.

7. «ВОЙНА» (осознанная ответственная нужда)

  • Отсутствие свободы смены принятых условностей и ограничений: «Я не вижу других вариантов условностей и ограничений, которые я мог бы принять. Может быть только так».
  • Осознание принятых условностей и ограничений: «Я осознаю условности и ограничения, то есть вижу свой мир в полноте и понимаю, чего я лишен из-за этих условностей и ограничений».
  • Ответственность за удержание принятых  условностей и ограничений: «Я сам удерживаю принятые условности и ограничения. Я сам прихожу на работу во время и лишаю себя премии, если регулярно опаздываю».

Метафора: «Война». Человек вынужден бороться с миром. Он осознает условности и ограничения и ответственно их удерживает. Но других вариантов описания мира не видит.

8. «ИГРА» (осознанная ответственная свобода)

  • Свобода смены принятых условностей и ограничений: «Я вижу огромное количество вариантов выбора. Можно приходить позже, можно раньше, можно приходить в другое место».
  • Осознание принятых условностей и ограничений: «Я осознаю условности и ограничения, то есть вижу свой мир в полноте и понимаю, чего я лишен из-за этих условностей и ограничений».
  • Ответственность за удержание принятых  условностей и ограничений: «Я сам удерживаю принятые условности и ограничения. Я сам прихожу на работу вовремя и лишаю себя премии, если регулярно опаздываю».

Метафора: «Игра». Человек знает, что может выбрать любые условности и ограничения. Он осознает, как влияют выбранные им условности и ограничения на мир. Он ответственно удерживает эти условности и ограничения. Он играет в жизнь. И живет, играя.