«Работа — это то, что человек обязан делать,
Марк Твен
а Игра — то, чего он делать не обязан»
Базовые основания и понятия
Основания онтологии Игры: Онтология Выбора.
Базовая аксиома онтологии выбора: «Выбор определяет Мир».
Базовые характеристики выбора: Свобода, Осознанность, Ответственность.
Мы выбрали считать, что Игра, как способ жизни, наиболее удачно схватывает и передает Онтологию Выбора «в действии» — жизнь, построенная на онтологии выбора, в наибольшей степени похожа на игру. А кроме того, правильно подобранную игру можно использовать в сложной ситуации, как инструмент повышения эффективности выбора.
Таким образом, исходя из онтологии Выбора, мы выбираем считать, что:
Игра – это пространство выбора, заданное условностями и ограничениями (правилами), которые выбраны игроками.
Примеры условностей и ограничений:
Условности:
- Считать комнату по адресу такому-то местом работы.
- Считать этот предмет слоном.
Ограничения:
- Запрещено приходить на свое место работы позже 9.00 и уходить раньше 17.00.
- Запрещено ходить слоном иначе, чем по диагонали.
Ключевые параметры игры:
- Свобода – это осознанное и ответственное удержание существования выбора. Критерий: видение вариантов выбора.
- Осознанность – это свободное и ответственное удержание результатов предыдущих выборов. Критерий: видение элементов и связей между ними.
- Ответственность – это свободная и осознанная реализация выбора. Критерий: соответствие действий принятому решению.
Ключевые параметры НЕигры:
- Нужда – это Не удержание существования выбора.
Критерий: видение только одного варианта. - Неосознанность – это НЕ удержание результатов предыдущих выборов. Критерий: отсутствие видения элементов и связей между ними.
- Безответственность – это НЕ удержание сделанного выбора.
Критерий: противоречие действий принятому решению.
Сочетание этих трех пар параметров образуют восемь вариантов описания отношения человека к жизни, включая и Игру.
8 типов отношения человека к жизни
1. «ДЖУНГЛИ» (неосознанная безответственная нужда)
- Отсутствие свободы смены принятых условностей и ограничений: «Я не вижу других вариантов условностей и ограничений, которые я мог бы принять. Может быть только так!».
- Отсутствие осознания принятых условностей и ограничений: «Я не понимаю, чего эти условности и ограничения меня лишают. Не вижу границ, которые они проводят. Не понимаю их смысла и последствий их принятия».
- Отсутствие ответственности за удержание принятых условностей и ограничений: «Я не подписывался удерживать эти условности и ограничения. Если Я могу сделать так, чтобы никто не узнал, что я нарушил запрет, я не чувствую себя виноватым. За этим должны следить те, кто заставил меня жить так».
Метафора: «Джунгли». Люди, как животные: не осознают условностей и ограничений, не могут их изменить, не принимают на себя ответственность за их удержание.
2. «ДЕТСТВО» (неосознанная безответственная свобода)
- Свобода смены принятых условностей и ограничений: «Я вижу огромное количество вариантов выбора. Можно приходить позже, можно раньше, можно приходить в другое место».
- Отсутствие осознания принятых условностей и ограничений: «Я не понимаю, чего эти условности и ограничения меня лишают. Не вижу границ, которые они проводят. Не понимаю их смысла и последствий их принятия».
- Отсутствие ответственности за удержание принятых условностей и ограничений: «Я не подписывался удерживать эти условности и ограничения. Если я могу сделать так, чтобы никто не узнал, что я нарушил запрет, я не чувствую себя виноватым. За этим все должны следить те, кто заставил меня жить так».
Метафора: «Детство» («Детские шалости»). Дети придумывают разные шалости, видя огромное количество вариантов, выбора но не понимают последствий своих действий и не думают об ответственности за них.
3. «ТЮРЬМА» (безответственная осознанная нужда)
- Отсутствие свободы смены принятых условностей и ограничений: «Я не вижу других вариантов условностей и ограничений, которые я мог бы принять. Может быть только так!»
- Осознание принятых условностей и ограничений: «Я осознаю условности и ограничения, то есть вижу свой мир в полноте и понимаю, чего я лишен из-за этих условностей и ограничений».
- Отсутствие ответственности за удержание принятых условностей и ограничений: «Я не подписывался удерживать эти условности и ограничения. Если я могу сделать так, чтобы никто не узнал, что я нарушил запрет, я не чувствую себя виноватым. За этим все должны следить те, кто заставил меня жить так».
Метафора: «Тюрьма» (в пределе – «Ад»). Люди осознают, что наказаны, но не могут это изменить и не принимают на себя обязательства удерживать условности и ограничения.
4. «ОБЫДЕННОСТЬ» (ответственная неосознанная нужда)
- Отсутствие свободы смены принятых условностей и ограничений: «Я не вижу других вариантов условностей и ограничений, которые я мог бы принять. Может быть только так. Так положено!».
- Ответственность за удержание принятых условностей и ограничений: «Я сам удерживаю принятые условности и ограничения. Я сам прихожу на работу вовремя и лишаю себя премии, если регулярно опаздываю».
- Отсутствие осознания принятых условностей и ограничений: «Я не понимаю, чего эти условности и ограничения меня лишают. Не вижу границ, которые они проводят. Не понимаю их смысла и последствий их принятия».
Метафора: «Обыденность». Взрослые ответственные люди принимают ограничения своего локального мира, не пытаясь узнать, как оно может быть иначе и как это все связано.
5. «МАТРИЦА» (неосознанная ответственная свобода)
- Свобода смены принятых условностей и ограничений: «Я вижу огромное количество вариантов выбора. Можно приходить позже, можно раньше, можно приходить в другое место».
- Ответственность за удержание принятых условностей и ограничений: «Я сам удерживаю принятые условности и ограничения. Я сам прихожу на работу вовремя и лишаю себя премии, если регулярно опаздываю».
- Отсутствие осознания принятых условностей и ограничений: «Я не понимаю, чего эти условности и ограничения меня лишают, не вижу границ, которые они проводят. Не понимаю их смысла и последствий их принятия».
Метафора: «Матрица». Человек добровольно выбирает из огромного количества вариантов, но при этом не осознает, чего он себя лишает этим выбором и не осознает последствий принятия этих правил и ограничений.
6. ТУСОВКА (осознанная безответственная свобода)
- Свобода смены принятых условностей и ограничений: «Я вижу огромное количество вариантов выбора. Можно приходить позже, можно раньше, можно приходить в другое место».
- Осознание принятых условностей и ограничений: «Я осознаю условности и ограничения, то есть вижу свой мир в полноте и понимаю, чего я лишен из-за этих условностей и ограничений».
- Отсутствие ответственности за удержание принятых условностей и ограничений: «Я не подписывался удерживать эти условности и ограничения. Если я могу сделать так, чтобы никто не узнал, что я нарушил запрет, я не чувствую себя виноватым. За этим все должны следить те, кто заставил меня жить так».
Метафора: «Тусовка». Подростки придумывают разные условности и ограничения, удерживая множество вариантов выбора. При этом они осознают, к чему приводит выбор таких условностей и ограничений, но не отвечают за их удержание и легко от них отказываются.
7. «ВОЙНА» (осознанная ответственная нужда)
- Отсутствие свободы смены принятых условностей и ограничений: «Я не вижу других вариантов условностей и ограничений, которые я мог бы принять. Может быть только так».
- Осознание принятых условностей и ограничений: «Я осознаю условности и ограничения, то есть вижу свой мир в полноте и понимаю, чего я лишен из-за этих условностей и ограничений».
- Ответственность за удержание принятых условностей и ограничений: «Я сам удерживаю принятые условности и ограничения. Я сам прихожу на работу во время и лишаю себя премии, если регулярно опаздываю».
Метафора: «Война». Человек вынужден бороться с миром. Он осознает условности и ограничения и ответственно их удерживает. Но других вариантов описания мира не видит.
8. «ИГРА» (осознанная ответственная свобода)
- Свобода смены принятых условностей и ограничений: «Я вижу огромное количество вариантов выбора. Можно приходить позже, можно раньше, можно приходить в другое место».
- Осознание принятых условностей и ограничений: «Я осознаю условности и ограничения, то есть вижу свой мир в полноте и понимаю, чего я лишен из-за этих условностей и ограничений».
- Ответственность за удержание принятых условностей и ограничений: «Я сам удерживаю принятые условности и ограничения. Я сам прихожу на работу вовремя и лишаю себя премии, если регулярно опаздываю».
Метафора: «Игра». Человек знает, что может выбрать любые условности и ограничения. Он осознает, как влияют выбранные им условности и ограничения на мир. Он ответственно удерживает эти условности и ограничения. Он играет в жизнь. И живет, играя.