О словаре игропрактика

В этом документе собраны определения основных понятий игропрактики.

Словарь составлен на основании Теории Выбора, Онтологии игры

Словарные статьи расположены по темам, а не по алфавиту. Алфавитный указатель будет добавлен чуть позже.

Ключевые понятия

Игра

Игра – пространство выбора, заданное условностями и ограничениями (правилами), которые выбраны игроками.

Игровизированность (степень игры)

Игровизированность – степень выбранности игроками условностей и ограничений, задающих эту игру (создающих пространство выбора). 

Игрофикация

Игровизация – процесс изменения игровизированности.

Игрок

Игрок – тот, кто выбирает условности и ограничения, задающие пространство выбора, и затем осуществляет выбор в этом пространстве.

Игровой элемент

Игровой элемент – условность или ограничение, выбираемое игроками и задающее пространство игры. 

Типовые игровые элементы: правила, сюжет, роли, время, место, игровой инвентарь, игровая цель.

Игровой набор (набор для игры, техпакет игры)

Игровой набор (набор для игры, техпакет игры) – это набор игровых элементов и/или их описаний, который собран для проведения игры и не привязан к конкретным людям.

Игровой набор не является игрой сам по себе. Для игры с использованием игрового набора нужны участники, которые выберут условности и ограничения, которые предлагаются этим игровым набором.

Пример: Игровые наборы могут быть игротехническими (правила, поле и фигуры для шахмат), геймификационными (комьютерная оболочка с баллами, бэйджами и досками успеха), игрофикационными (правила коммуникации, регламент согласования). Набор для игры – более корректное название для коробок в магазинах, которые продаются с пометкой «настольная игра» и компьютерных программ с пометкой «компьютерная игра».  

Структура игропрактики

Игропрактика 

Игропрактика – деятельность по использованию Игры для решения актуальных практических задач.

В игропрактике можно выделить три главных направления – игротехнику, игрофикацию, игроформацию.  Эти три направления отличаются друг от друга по доминирующему способу игровизации пространства выбора. 

Игротехника

Игротехника – направление игропрактики, в котором игровизация осуществляется за счет создания независимых локальных пространств, полностью состоящих из игровых элементов.

Для игротехники характерно стремление к остановке предыдущих процессов и полной замене всех неигровых элементов на игровые – вводится сюжет, участникам приписываются определенные роли, ставится игровая цель, предлагаются особые правила и т.д.

При этом все неигровые контексты отходят на второй план, участники погружаются в игровизированное пространство выбора, а затем выходят из него и вновь возвращаются к неигровым контекстам и процессам. 

Пример: проведение игры «Монополия» с раздачей карточек ролей и использованием виртуальной оболочки.

Игрофикация (геймификация)

Игрофикация (геймификация) – направление игропрактики, в котором игровизация осуществляется за счет внедрения дополнительных игровых элементов в неигровой контекст (неигровую ситуацию).

То есть в целом ситуацию участники не выбирают, а вот некоторые её дополнительные элементы (условности и ограничения) выбирают, тем самым повышая игровизированность всей ситуации.

Пример: «скучный» процесс контроля входа посетителей дополняется игорофикационной оболочкой «охрана замка», которая позволяет охраннику ощутить себя великим рыцарем, зарабатывать себе бонусы, вкладывать их в характеристики своего героя и так далее (при этом базовый процесс не останавливается).

Для игрофикации характерно дополнение и/или частичное дублирование элементов неигрового пространства игровыми элементами. В частности, возникает двойственность цели – параллельно с целью из неигрового контекста (например, качественное обслуживание клиентов) возникает игровая цель (например, получение определенного количества игровых баллов). С конфликтом этих целей связано большинство проблем игрофикации, как игропрактического подхода. 

Тем не менее, практика показывает, что удачно подобранная ирофикационная программа повышает эффективность основной деятельности участников, как правило, за счет повышения их мотивации.

Игроформация

Игроформация – направление игропрактики, в котором игровизация осуществляется за счет трансформации неигровых элементов в игровые (то есть выбранные участниками), без изменения их сущности.

Пример: разметка рабочего пространства и распорядка дня как пространства игры и перезаключение соглашений относительно времени прихода на работу, расстановки офисной мебели, правил общения между сотрудниками и т.д.

Для игроформации характерна трансформация отношения участников к имеющимся условностям и ограничениям, задающим пространство выбора. Можно сказать, что пространство пересоздается и приватизируется участниками. В частности, неигровые цели могут трансформироваться в игровые без изменения своей сущности.

Типы отношений понятий «игра» и «цель» 

Игровая цель

Игровая цель – один из игровых элементов – цель, достижение которой определяет формальную успешность игры (в большинстве случаев определяет победителя игры).

Как правило, игровая цель формализована, измерима, описана в правилах игры и известна участникам на старте игры.

Пример: забить как можно больше мячей в ворота соперника за отведенное время; собрать пазл; собрать подписи всех участников на бланке с решением.

Цель игры

Цель игры – цель, ради достижения которой создавалась (заказывалась, проводилась) данная игра.

Цель игры определяется игроконструктором на основании актуальной практической задачи, для решения которой создавалась игра. Цель игры может быть скрыта от участников. Широко распространена ситуация, когда цель игры знают только заказчик, разработчик и ведущий игры. Участникам же сообщается лишь игровая цель.

Пример: выработать навыки командного взаимодействия, развить пространственное мышление, освоить техники согласования решений.

Цель на игру

Цель на игру – цель, которую ставит участник, исходя из своей личной актуальности, т.е. исходя из практической задачи, которую он намерен решить с помощью участия в игре.

Цель на игру обычно ставится каждым участником индивидуально, хотя возможна постановка коллективных целей и использование особых технологий целеполагания. Цель на игру (также как и цель игры), в отличие от игровой цели, связана с актуальной практической задачей, а не с материалом самой игры.

Пример: научиться координировать действия группы; наладить отношения с женой; узнать личные переговорные технологии своих коллег.

Гармоничность целей (в игропрактике)

Если цели на игру всех участников совпадают с целью игры, а игровая цель наглядно демонстрирует степень достижения цели игры, то эффективность игры значительно повышается.

Пример: цели на игру – освоить техники эффективных переговоров; цель игры – создать полигон для освоения и совершенствования техник ведения переговоров; игровая цель – заключить как можно больше взаимовыгодных соглашений за отведенное время.