Введение в игроформацию для потенциальных заказчиков.
Что это за документ?
Это краткое описание технологии игроформации бизнеса – её особенностей, возможностей, технических приёмов, ограничений и рисков. Мы будем говорить про бизнес, хотя данную технологию можно применять в любых областях вашей жизни – отношениях, работе, хобби и т.д.
Если вы потенциальный заказчик, то после прочтения этого документа для вас возможны три принципиальных варианта сотрудничества:
- Предложение вас полностью устраивает.
В этом случае мы рекомендуем вам познакомиться с Картой игроформации и выбрать стартовый маршрут. После этого мы составляем ТЗ, коммерческое предложение, заключаем договор и приступаем к работе.
1. Предложение вас принципиально устраивает, но что-то в данном описании не так.
В этом случае мы с вами совместно проясняем, что не так, и готовим следующий вариант.
2. Предложение вас не устраивает принципиально.
В этом случае мы откладываем наше сотрудничество или выбираем иной игровой подход (см. «Игровая практика для бизнеса» и/или «Структура игропрактики»).
Игроформация бизнеса: общее описание
Суть подхода в цитатах
«Игра – это жизнеспособная альтернатива традиционным административно-командным методам управления, которые мы принимаем, как нечто само собой разумеющееся…»
Тимоти Голви, создатель коучинга. «Работа как внутренняя игра»
«Игра – пространство выбора, созданное условностями и ограничениями (правилами), которые выбраны игроками (приняты осознанно, свободно и ответственно)»
Академия Игропрактики. Базовое определение понятия «игра»
«Социальная реальность – это игра, забывшая свою игровую природу!»
Павел Лукша. Форсайт игровых практик
Игроформация бизнеса может быть вам интересна и полезна, если:
- У вас есть опыт игры в компьютерные, настольные, спортивные или любые другие игры + вам это нравится.
- У вас есть бизнес, который уже оформился и прошел основные стадии развития + вы видите следующий шаг развития своего бизнеса, в первую очередь, в изменении отношения людей к своей работе.
Как же сделать так, чтобы в вашей компании стало больше драйва, вовлечённости, результативности и всего остального, что свойственно хорошим играм?
- Понять, что ваш бизнес УЖЕ устроен как игра, и, возможно, про себя вы его так и называете. У вас есть основной сюжет – он заложен в миссии и стратегии компании. Есть довольно сложная система ролей и персонажей – ваше штатное расписание. Есть очень сложная система выдачи цветных бумажек, а в последнее время и вообще изменение чисел на невидимых человеку серверах – обычно это называется заработной платой. И так далее… Игра уже идёт!
- Принять, что, раз ваш бизнес уже игра, то его можно описывать и развивать как игру, в первую очередь, меняя отношение сотрудников к тому, что они делают.
- Начать внедрение современных игровых технологий в вашу деятельность.
Это и есть базовая технология игроформации!
Кратко её можно описать так:
- Выделить существующие условности и ограничения.
- Перевести сотрудников из позиции «игрушка» (“не знаю, что происходит”, “делаю, что скажут” и т.д.) в позицию «игрок» (“я выбрал эти правила”, “я в них теперь играю/живу”, “я несу ответственность за их удержание”).
- Усилить существующие процессы современными игровыми технологиями.
Как это выглядит на практике?
- Наши специалисты вместе с представителями Заказчика переописывают вашу текущую деятельность в игровых терминах.
- Исходя из созданного описания и поставленных задач, мы подбираем и/или создаём игровые приёмы и технологии.
- Далее эти игровые приёмы и технологии совместно с Заказчиком отбираются, при необходимости дорабатываются, конкретизируются, детализируются и внедряются.
То есть с нашими сотрудниками будут проводить разные игры?
- Ответ — НЕТ! Сотрудники продолжат делать то, что они делают сейчас — у них сохранятся их должностные обязанности, показатели KPI, основные задачи, система подчинения и так далее. Но постепенно в восприятии участников это станет больше похоже на игру (чем на вынужденную, зачастую, неприятную работу!), а эффективность их деятельности возрастёт.
- Ответ — ДА! Возможно, для решения отдельных задач мы предложим проведение локальных игр или внедрение геймификационных оболочек. Но… Это будет не обязательно и исключительно в виде вспомогательных инструментов.
Что же конкретно изменится?
Будут внедрены различные приёмы и технологии, которые хорошо зарекомендовали себя в играх:
- Моментальная обратная связь на действия игрока (сотрудника). Например, на мониторе появляется индикатор выполнения KPI, успешности решения текущей задачи и т.д. Игрок видит, какие действия приводят к улучшению показателей, а какие к ухудшению.
- Сверхпрозрачная система изменения позиции персонажа (карьерного развития). Карьерная лестница оформляется в виде карты развития персонажа с понятными правилами и критериями перехода. Сотрудник может планировать свою жизнь в фирме на несколько лет вперед, понимая, как его текущие (может быть, не самые интересные для него) действия работают на его будущее.
- Система опциональных целей и достижений. Сотрудник может выбирать себе личные и групповые игровые цели с различными условиями и наградами. Причем, это будут цели, связанные с его актуальной деятельностью – дела, которые он бы всё равно делал. Но теперь у них понятные правила, рейтинг, система поддержки, возможность соревноваться или кооперироваться с коллегами и т.д.
- Система «сохранений и загрузок». Вводятся особые протоколы, позволяющие относительно безопасно пробовать новые ходы, новые конфигурации должностных обязанностей и т.д. (например, пробные стажировки на новой должности или при выборе назначения).
- Прочие моменты, которые радуют вас в играх, и которых не хватает в «неигровой» жизни.
Чем это отличается от игрофикации, о которой так много говорят в последнее время?
- Ключевое отличие в том, что при игрофикации создается дополнительное описание мира – «я одновременно и менеджер по продажам, и космический разведчик на космической передовой». А при игроформации описание мира одно и оно соответствует тому, на что человек соглашался при устройстве на работу. То есть при игроформации бизнеса сотрудник не обязан знать термины «игра», «персонаж», «ачивки» и т.д. Он продолжает делать своё дело, но относится к этому иначе.
Чем это отличается от обычного хорошо отлаженного бизнеса?
- НИЧЕМ!
По крайней мере, снаружи почти невозможно определить, играют ваши сотрудники или «сурово впахивают». - ОЧЕНЬ МНОГИМ!!!
И в первую очередь отношением сотрудников к своей работе. А именно:
– Осознанностью – сотрудники знают, по каким правилам они живут, зачем эти правила нужны, почему они именно такие, как их можно изменить.
– Свободой – сотрудники сами выбрали эти правила, их никто не заставлял.
– Ответственностью – сотрудники сами следят за соблюдением этих правил.
Каковы основные результаты игроформации?
- Правила жизни в вашей фирме становятся понятными для всех сотрудников.
- Возникают дополнительные слои мотивации и альтернативные конструкции отношения к работе, например: кроме «Я работаю, чтобы получать зарплату», возникает «Я получаю зарплату, чтобы более эффективно делать работу, которая важна лично для меня».
- Сотрудники становятся партнерами по игре, а не игрушками владельцев бизнеса. Они начинают понимать правила, обсуждать их, предлагать изменения и т.д.
- А главное, задавая правила игры, вы создаете свой мир. Каким он будет – зависит от вас.
В чем основные риски?
- «Тайное становится явным!»
При внедрении этого подхода «дырки» в существующих регламентах быстро станут очевидны всем сотрудникам. Все ситуации несправедливости и необоснованности принимаемых решений выплывут на поверхность. Сотрудники будут знать больше о ситуации фирмы, что может нести угрозу коммерческой тайне. - «Игроки, а не игрушки!»
Ясные и известные всем правила сильно усложняют управленческие манипуляции. Возникает власть закона, с которым приходится жить всем, включая владельцев бизнеса.
Можно ли игроформировать только часть бизнеса?
- Да. Игроформация – модульный и масштабируемый подход. Можно начать с одного технического приёма, с одного региона, с одного подразделения, с одной функции в одном подразделении, с одной функции во всех подразделениях и т.д.
Примеры игровых приёмов
В качестве иллюстрации игроформационного подхода ниже приведены короткие описания пяти технологических игровых приёмов.
Описания включают в себя суть приёма, его возможные результаты, несколько примеров из игровой индустрии, варианты реализации данного приёма в бизнесе.
Обратите внимание, что описания приёмов являются не алгоритмами, а принципиальными ориентирами для работы. Конкретные решения по практической реализации каждого приёма разрабатываются совместно с представителями заказчика.
Оперативная обратная связь «Игровая среда – Персонаж – Игрок»
Суть приёма:
Каждое действие персонажа приближает или отдаляет его от игровой цели, причём игрок это видит в режиме реального времени.
Примеры из игровой индустрии:
Этот приём сейчас реализован почти во всех мобильных играх (Subway Surfers, Clash of Clans). Обычно в углу экрана находится счётчик очков, опыта, процент выполнения задания и т.д. Каждое действие изменяет показатели этого счётчика – причем изменение обычно выделяется так, чтобы было понятно, какое действие персонажа его вызвало (например, ваш персонаж подбирает монетку и она улетает к этому счётчику, увеличивая его значение).
Результаты:
- Все действия, даже самые скучные и однообразные, обретают для игрока смысл – они приближают к определенной цели и прогресс виден сразу, а не через несколько дней, месяцев, лет.
- Игрок может быстро формировать «выигрышное» поведение персонажа, анализируя связь своих действий с изменениями показателей счётчиков.
Варианты реализации:
Каждый сотрудник может включить отображение счётчика на экране монитора, на котором отображаются текущие показатели KPI сотрудника, % заполнения текущего документа, условные баллы за активность и т.д. Каждое действие приводит к изменению показаний этих счётчиков, давая сотруднику оперативную обратную связь.
Обратите внимание! Необходимым условием является понимание и принятие игроком принципов изменения показателей счётчиков. В противном случае это превращается в дрессировку.
Иерархия игровых целей
Суть приёма:
Существует множество целей, которые игрок может собирать в уникальные иерархические структуры.
Примеры из игровой индустрии:
Наиболее ярко этот принцип выражен в компьютерных ролевых играх старой школы (серии Fallout, Baldur’s Gate), где на определенных моментах игры у персонажа могло быть несколько десятков целей от спасения мира до сбора яблок в своём саду.
Результаты:
- Ресурсы (деньги, сокровища, экипировка) становятся инструментами достижения целей.
- Игрок может выбирать цель, которую он выполнит наиболее радостно и эффективно в текущем своем состоянии.
- Открывается огромное поле для управления по целям (цель дня, цель недели, цель года, цели с дополнительными бонусами, квесты – сложные цепочки целей, …).
Варианты реализации:
Создается система постановки, принятия и отслеживания достижения целей. Обычно у крупных фирм она уже так или иначе есть. Дальше сотрудники могут двигаться в рамках своих обычных должностных инструкций, а могут включаться в простые или сложные квесты. Например, новый сотрудник может проходить обучение через достижение серии связанных между собой целей – «заполни свою анкету на корпоративном портале — Узнай и запиши сюда контакты твоего начальника – Сходи на обед и укажи на карте место столовой – …». Могут возникать сезонные квесты, специальные цели для особых сотрудников, и т.д.
Комментарий:
Не запрещено вводить цели, обязательные для выполнения. В играх невыполнение такой цели ведет к проигрышу, в бизнесе – к увольнению. Как говорится, «Game Over!»
Развитие («прокачка») персонажа
Суть приёма:
Игрок может выбирать различные пути развития своего персонажа. Общие принципы развития известны на старте. Каждый путь в чем-то хорош…
Примеры из игровой индустрии:
Ярко представлен в базовых игровых системах (Dangeons&Dragons). В последнее время используется во всех играх, связанных с развитием персонажа, поселения, страны и т.д. Существует множество механик от классического «действие – очки опыта – любая характеристика» (серия Diablo) до приближенного к жизни «что делаю – то и развивается» (TES: Skyrim).
Результаты:
Развитие персонажа для многих игроков является более интересным процессом, чем выполнение игровых целей. Игрок заранее намечает стратегию развития персонажа, реализуя её и удерживая определённый стиль игры.
На использовании различных путей развития строится идея командных игр.
Варианты реализации:
Первое – это ясная и формализованная карьерная лестница, когда сотрудник знает правила перехода между должностями. Они могут быть сложными и содержать элементы вероятности, но они должны быть известны на старте.
Второе – система курсов повышения квалификации, корпоративного обучения, стажировок и т.д. Когда сотрудник знает: чтобы пройти специальное обучение ему надо набрать такой-то стаж работы, столько-то успешных контрактов и т.д.
Save-Load (Сохранение)
Суть приёма:
Есть система сохранения достижений, которая позволяет игроку пробовать разные варианты без страха проиграть полностью.
Варианты реализации:
Испытательные периоды не только при приеме на работу, но и при переходе на новую должность, а также при взятии нового функционала.
Различные условия при инициации рискованных проектов.
Сообщества игроков
Суть приёма:
Игроки формируют сообщества, где обсуждаются правила игры, выигрышные стратегии, неожиданные варианты действий и т.д.
Варианты реализации:
Клубное пространство обсуждения правил работы компании, но не в залоге «Как всё плохо!», а в залоге «Это наша игра. Как в неё лучше играть? Как можно сделать её интереснее?».
Использование технологий и приёмов игроформации
для решения актуальной бизнес-задачи
На примере внедрения корпоративных ценностей в одном из российских банков.
Ценность 1 «РАДОСТЬ ОБЩЕНИЯ»
Инструменты и механизмы реализации:
Создание пространства единых, понимаемых, принимаемых и реализуемых всеми правил закладывает основу для перехода к равноправному общению с сохранением субординации.
«Перед законом все равны!».
Ценность 2 «НАДЕЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ»
Инструменты и механизмы реализации:
Разметка путей и принципов карьерного роста, повышения квалификации, премирования и т.д. создает пространство для выстраивания личной стратегии развития внутри фирмы. Сотрудник получает инструменты для долгосрочного планирования своей карьеры.
Общее информационное поле и достижение коллективных целей меняет отношение сотрудников к общим ресурсам фирмы.
В результате сотрудник начинает связывать свою судьбу с судьбой компании и менять позицию «Моя хата с краю…» на позицию «Это мой дом!».
Ценность 3 «ЭНЕРГИЯ СОЗИДАНИЯ»
Инструменты и механизмы реализации:
Сотрудники (по желанию) становятся соавторами правил общей жизни.
Игровые технологии «смягчают» как старт предлагаемых сотрудниками инноваций, так и отказ от них, а также обеспечивают оперативную обратную связь, ускоряя реализацию новых идей.
Ценность 4 «ИСКРЕННИЙ СЕРВИС»
Инструменты и механизмы реализации:
Стандарты оказания услуг становятся инструментом эффективного достижения личных и коллективных целей, а не «заповедями, данными свыше».
Структура игровых целей и достижений позволяет выделять главные направления.
Оперативная обратная связь на действия сотрудника и общие информационные поля позволяют людям ощущать себя частью общего движения, видеть, как их действия влияют на основные показатели фирмы.
Ценность 5 «ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ»
Инструменты и механизмы реализации:
Проявленные правила очень быстро выявляют все неэффективные, противоречивые, несправедливые места в текущей организации бизнеса.
Инструменты корректировки правил самими сотрудниками вовлекают их в модернизацию бизнес-процессов, внедряя только эффективные решения, а также формируя ответственность за их реализацию.
Резюме
- Описанный выше подход позволяет переносить любые выбранные игровые технологии на материал Заказчика.
- Данный подход в наибольшей степени соответствует запросу компаний, стремящихся получить системный результат, не «загружая» при этом своих сотрудников дополнительной работой.
- При внедрении данного подхода возможны сложности и риски. Основные способы их преодоления следующие:
а) ясное и ответственное самоопределение первых лиц;
б) активное включение в процесс разработки представителей Заказчика;
в) использование при разработке и внедрении каскадных и/или итерационных методов.